Шервудский вестник Путь от стажера до руководителя: как вырасти внутри компании

Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
Премиум
Регистрация
22 Фев 2018
Сообщения
15.953
Реакции
191.118
Монетки
173947.5
Посмотреть вложение 18650

Путь от стажера до руководителя может быть непростым и тернистым. Можно прекрасно справляться со своими обязанностями, наладить взаимоотношения с коллегами, но при этом много лет оставаться в пределах одной и той же позиции. Как вырасти внутри компании, стать профессионалом и уверенно подниматься по карьерной лестнице? Своим опытом делится Ольга Сахарова, старший маркетинг-менеджер категории «Уход за полостью рта» в компании Philips в России и СНГ.

Как я попала на стажировку
Мой карьерный путь в Philips начался 8 лет назад с программы стажировок Graduates сразу после окончания университета. Я только закончила Высшую школу экономики по направлению «Мировая экономика» и, если говорить откровенно, то тогда смутно представляла, чем конкретно мне придется заниматься. Мои знакомые из Philips рассказали мне о том, что в отделе маркетинга открыта новая вакансия. Тогда я практически не имела представлений о том, что такое практический маркетинг, как работает бизнес на российском рынке и тем более не могла представить, что будет находиться в моей зоне ответственности через 10 лет.

Я отправила свое резюме и стала ждать ответа. Через пару дней мне позвонили и пригласили на собеседование. Первый этап проходил с HR-менеджером компании. На интервью я рассказала о себе, своем образовании и навыках. Буквально через час мне позвонили и пригласили на второе собеседование. Меня сразу предупредили, что интервью будет проходить на английском языке, поскольку директор по маркетингу – голландец. На тот момент я неплохо знала английский, но опыта собеседования на тему бизнеса, а тем более маркетинга, у меня не было. Предстоящая беседа с иностранцем на высокой должности вызывала тревогу.

На собеседовании директор по маркетингу приводил в пример различные кейсы, спрашивал мое мнение и выяснял, как я бы себя повела в той или иной ситуации. Потом он принес беспроводной ручной блендер и попросил меня рассказать, как я бы продвигала его. Ничего подобного я ни разу не делала, поэтому пришлось включить креативное мышление и фантазировать, отмечая уникальные функции этого продукта. Задав еще несколько вопросов, он резко встал и сказал: «Спасибо, мне все понятно». Из офиса я вышла с полной уверенностью, что на этом моя история в Philips закончена. Но через несколько дней мне перезвонил HR-менеджер и предложил стажировку в отделе маркетинга по программе Graduates. Я понимала, что это отличная возможность вырасти в профессионала с «нуля» и поработать над разными проектами, поэтому не раздумывая согласилась.

Целый год я работала одна без команды
Первый опыт в маркетинге я получила в роли ассистента категории «Мелкой бытовой техники» в рамках трехмесячного испытательного срока. Позже мне предложили продлить контракт и остаться в компании. Отправной точкой в моем профессиональном развитии стал серьезный проект по запуску нового бизнеса в России – категории вертикальных отпаривателей. Мы проводили большую работу по изучению российских потребителей, разрабатывали план поддержки запуска нового продукта, локальную ТВ-кампанию, вирусный ролик и множество PR-активностей. Этот опыт дал толчок для развития новых компетенций, поскольку мне пришлось на уровне ассистента выполнять задания руководителя.

Далее мне предложили поработать в категории «Пылесосы». Заняв должность менеджера по маркетингу, в течение года я работала одна до полного формирования команды. Благодаря этому непростому периоду у меня сформировалось целостное понимание работы – от разработки и реализации стратегии до работы с ключевыми партнерами и контроля документооборота.

Я очень ценю этот опыт, так как сейчас в деталях пониманию, как работает каждый процесс, какие подводные камни могут ожидать и какие решения могут подстраховать бизнес на любом уровне.​
На момент перехода в категорию «Уход за полостью рта» я успела получить отличный опыт работы с разными бытовыми продуктами Philips, но хотелось попробовать себя в новой роли. Я понимала, что наша компания все больше внимания стала уделять теме здоровья и правильного образа жизни, и мне хотелось развиваться в этом направлении вместе с Philips. Я помню, как вернулась из отпуска, и у меня была назначена встреча с моим руководителем. В этот день мне предложили попробовать свои силы в категории «Уход за полостью рта».
Здесь Philips совмещает два направления – B2B и B2C. Это был непростой для меня период, поскольку совместно с командой нам нужно было выстроить концепцию продвижения продукции на рынке. К тому же приходилось очень много работать с клиническими исследованиями, общаться со стоматологами и всесторонне погружаться в тему. На этой позиции мы пересмотрели стратегию категории, проанализировав потребительские поведение и деятельность конкурентов на рынке. Сегодня мы реализуем эту стратегию вместе, шаг за шагом, несмотря на волатильную ситуацию на российском рынке и нестабильное поведение потребителя.

Советы тем, кто только начинает карьеру
Успех для меня никогда не был самоцелью – меня мотивировало желание стать профессионалом в своем деле. Тем, кто только начинает карьеру и стремится успешно развиваться в своей компании, я могу дать три основные рекомендации.
  • Первое – наладить тесную связь и плодотворную работу с руководителем и сотрудниками, чей опыт или менеджерский стиль вас вдохновляют.
На первом этапе важно получить максимально широкий спектр реализованных проектов и обратной связи, чтобы перейти на следующую ступень. Не стесняйтесь просить совета и помощи у людей из других подразделений. В большинстве своем людям импонирует, когда спрашивают их совета, скорее всего, вам не откажут. Когда я участвовала в проекте по запуску категории вертикальных отпаривателей, я всегда чувствовала поддержку своего руководителя и конструктивную обратную связь. У нас сложились очень комфортные рабочие отношения, которые помогли достичь успеха и реализовать поставленные задачи.
  • Второе – не стоит бояться работы!
С первых дней в Philips было понятно, что работы будет много, и единственный способ чему-то научиться – это не бояться ее, браться за проекты, которые тебе назначают (даже если они не нравятся), извлекая полезный опыт из каждой задачи. Приведу конкретный пример – еще в самом начале моей карьеры возникла ситуация, когда из-за ограниченных ресурсов в отделе торгового маркетинга мне поручили произвести за очень короткое время все печатные рекламныематериалы для вывода новой линейки продукции на рынок.

Тогда у меня не было такого опыта и словосочетание «пантонный веер» вызывало отчаяние. Были и ошибки, когда нам привезли ролл-апы 2 метра при жестком ограничении сетей 1,65 метра, из-за чего пришлось все переделывать почти за ночь. Признаюсь, что эта задача не вызывала у меня восторг, но такой опыт позволил мне научиться изящно выходить из сложной ситуации, искать пути решения проблемы в короткие сроки и работать с совершенно разными людьми.
  • Третье – ищите возможности проявлять инициативу и нести ответственность за свои решения.
Конечно, на начальном этапе очень сложно принимать решения – нет такого опыта, зачастую, и возможностей, одолевает страх совершить ошибку. Этому нужно учиться, просить у непосредственного руководителя небольшие проекты, где вы сможете обладать автономией на принятие финального решения. Я знаю многих менеджеров, профессионалов своего дела, но они боятся принимать решения и из-за страха ошибки у них не получается выйти на руководящий уровень просто потому, что для них это серьезный стресс.

В качестве примера могу привести ситуацию, с которой я столкнулась в самом начале своей карьеры, когда работала с категорией вертикальных отпаривателей. Мы готовили рекламный ролик для ТВ. После брифа агентства, с которым мы работали, мы получили несколько концепций рекламного продвижения продукта. Один из вариантов мне очень понравился, но мой директор по маркетингу была категорически против. Я понимала, что мнение моего руководителя здесь является решающим, но все равно настояла на том, чтобы эту идею протестировали и сняли пробный ролик. По итогам фокус-группы, был выбран вариант, который был предложен мной. Реклама хорошо смотрелась на телевидении и положительно сказалась на спросе на продукцию. Мой опыт показывает, что не стоит бояться отстаивать свою позицию, особенно если вы в ней уверены и готовы брать ответственность за возможные последствия.

Почему важно делать паузы в работе
За 8 лет работы в компании мне никогда не было скучно. Несмотря на все трудности, у меня было много разных и интересных проектов и возможности получать ценный опыт, приобретать и развивать новые компетенции. Быстро переключаться – одно из важнейших умений в работе и жизни. Если человек не умеет делать перерывы, работа постепенно станет главным смыслом существования.

В Philips у меня всегда есть возможность сделать паузу, взять отпуск и отправиться путешествовать. Из последнего самым ярким впечатлением стала встреча рассвета на вулкане на Бали на высоте 1700 метров над уровнем моря. Такие поездки заряжают и дают новые силы.

Также я периодически езжу в командировки в Амстердам, там находится штаб-квартира компании. Это хороший шанс совместить работу и отдых, поскольку по согласованию с командой можно добавить к командировке несколько дней отпуска.​
Конечно, в моей карьере было несколько периодов, когда хотелось все бросить. Но здесь важно понять, или вы занимаетесь тем, что вам нравится, и сейчас просто сложный период, или вы постоянно делаете то, что вам не нравится. Если это первый случай, то нужно просто выдохнуть и переключиться на спорт, встречи с друзьями и близкими, любое другого хобби. Я рекомендую сохранять тот самый баланс между работой и личной жизнью, который помогает голове отдыхать. Если это второй случай, то я бы задумалась. Нет смысла делать каждый день то, что не нравится на протяжении долгого периода. И здесь мне повезло – я каждый день делаю работу, которая мне нравится, какой бы сложной она не была.
 
11
Сверху Снизу