Шервудский вестник Из фудкорта в YouTube: почему вегетарианскому бизнесу трудно закрепиться на рынке

Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
VIP Разбойник
Премиум
Активный участник
Регистрация
22 Фев 2018
Сообщения
13.468
Реакции
73.232
Монетки
112314.5
Организатор ежемесячных московских вегетарианских ярмарок «ВегМарт» Никита Шипилов — об идейном подходе и капризных посетителях.

Посмотреть вложение 18628


Никита Шипилов
«ВегМарты» проходят в последние выходные каждого месяца на разных площадках Москвы. В продаже только продукция растительного происхождения для веганов, экологичная косметика и товары для дома. Исключение только мёда, который пользуется большим спросом у посетителей.

Также организованы фудкорты и лекторий по питанию и ЗОЖ. В каждом «ВегМарте» принимают участие от 80 до 150 компаний и приходят от 3000-6000 посетителей. Раз в год Шипилов организует более масштабные фестивали — «МосВегФест» с выступлениями артистов.

Вегетарианские мероприятия с такой периодичностью в России не проводит никто. В Москве дважды в год проходит аналогичная выставка-ярмарка Veg-Life-Expo. В Европе самым крупным стал проект VeggieWorld, который организует 14 вегетарианских выставок в год в разных странах.

Создание рынка
Никита Шипилов занимался организацией концертов с 15 лет. В 26 лет он последовательно бросил курить, пить, увлёкся ЗОЖ и вегетарианством. По его словам, когда у него появился опыт в вегетарианстве, возникла идея помочь миру тем, чем он силен.

Летом 2015 года вместе с другом Сергеем Доброздравиным они провели фестиваль "Go Vegan!" в Сокольниках и потеряли из-за этого 250 тысяч рублей. За 13 дней до фестиваля администрация парка «Музеон» внезапно отказалась его принять, пришлось искать новую площадку, и часть участников не пришли. Несмотря на коллизии, фестиваль посетило около 10 тысяч человек, и Шипилов решил идти дальше.

Уже в ноябре он организовал вегетарианскую выставку. В 2016 году прошло ещё три мероприятия, в том числе первый «ВегМарт», а в 2017 году они стали ежемесячными. После первых мероприятий предприниматель понял, что не может сочетать концерты и ярмарки.

«Стоял выбор: либо я остаюсь в концертном бизнесе, либо занимаюсь тем, чем мне хотелось, то есть вегетарианством», — рассказывает он. Шипилов продал свой клуб за 3 млн рублей и вложил их в новое направление.

Праздник каждый месяц
Шипилов говорит, что сейчас место на «ВегМарте» стоит 16 тысяч рублей за два дня, а раньше один день стоил 40 тысяч рублей. Участники — часто маленькие компании — не могли платить такие деньги. От платного входа пришлось отказаться, потому что это вызывало массу нареканий.

Организовывать мероприятия несколько раз в год предпринимателю было невыгодно, и он решил сделать их ежемесячными. Всё нужное оборудование пришлось выкупить, потому что аренда стоила слишком дорого.

Другой расходной статьёй была мебель, затраты на которую, по словам Шипилова, в два-три раза превышали заработки. В июле 2016 года предприниматель выкупил её и запустил бизнес по аренде мебели. Целый год заказов было мало, а первый склад для неё был слишком дорогим — в результате на это потратили 2 млн рублей. Позже предприниматель сменил склад.

Летом 2017 года Шипилов сделал новый сайт с более узнаваемым доменом. Несмотря на то, что на рекламу он не тратится, время от времени появляются заказы от компаний, которые занимаются проведением мероприятий.

Во время организации мероприятий половина затрат у Шипилова приходится на оплату труда. Со временем эта статья только растёт.

Недавно перед организаторами возникла «мусорная проблема». Шипилов рассказал, что служба клининга их подвела, а аудитория проявила себя не лучшим образом — всё вокруг было завалено мусором. Тогда предприниматель получил претензию от районной управы.

Позже он ввёл нормативы по раздельному сбору мусора и подписал договор с мусороперерабатывающей компанией.

Параллельно с «ВегМартами» раз в год предприниматель организует более масштабные мероприятия — фестивали «МосВегФест» с выступлениями артистов. Но они пока не окупаются.

Посмотреть вложение 18629

По словам Шипилова, каждый раз возникают какие-то непредвиденные обстоятельства. Из-за чемпионата мира по футболу пришлось сделать много листовок, а в результате всё подорожало для них на $5000. Он признаётся, что периодически сомневается, стоит ли проводить такие фестивали снова.

Маркетинговый ликбез
По словам предпринимателя, сейчас в базе организаторов «ВегМарта» 2000 компаний, ежемесячно они получают до 300 заявок на участие. Холодных звонков они уже не делают.

Однако выйти в плюс удаётся не всем. «Про слово "маркетинг" мало кто слышал. Они верят, что если заплатили нам, то обязательно заработают. Я периодически общаюсь с ними, провожу какие-то консультации, но это почти не действует», — утверждает предприниматель.

На «ВегМартах» около 10% постоянных участников, в том числе пять компаний из регионов. «Этим ребятам трудно найти реализацию, и многие из них зарабатывают только на маркетах», — говорит Шипилов.

В каждом мероприятии участвуют от 80 до 150 партнёров — это вдвое больше, чем в начале. Почти все места выкупаются. «С каждым разом мы стараемся выбирать пространства крупнее. Но в этом плане постоянно идём на риск, потому что договариваемся с площадками задолго до мероприятия. Например, сейчас я веду переговоры на проведение маркетов весной 2019 года», — утверждает предприниматель.

Бывали случаи, когда приходилось снимать участников, которые добавляли в ассортимент невеганские продукты, например, мороженое из коровьего молока.

Фудкорты на «ВегМартах» появились не сразу, хотя сейчас пользуются стабильным спросом. «Они долго не верили в нас, — рассказывает предприниматель, — а сейчас пришла какая-то другая аудитория, которая заходит и сразу ищет фалафель. В прошлом августе мы устроили "Битву фалафелей", и это был один из самых посещаемых маркетов за год, несмотря на лето».

Сейчас в каждом мероприятии участвуют от 5 до 20 кафе — больше всего их приходит в пост, но задерживаются не все. «В течение года наш фудкорт меняется на 50-70%. Это связано с тем, что бизнес не может закрепиться — они живут какими-то ложными идеалами и питаются сказками бизнес-коучей», — рассказывает Шипилов.

Избалованная аудитория
По оценке Шипилова, в Москве и области до полумиллиона вегетарианцев, однако моды на это направление он не наблюдает.

Сейчас на продвижение уходит 20-30% бюджета каждого мероприятия, и маркетингом занимается трое из восьми человек в команде. Больше всего Шипилов верит в Youtube. По его словам, они вкладывают туда много денег.

Сейчас у проекта 52 тысячи подписчиков в почтовой рассылке и социальных сетях. Также активно используется таргетированная реклама, хотя, по словам предпринимателя, с 2015 года стоимость клика выросла с 3-5 рублей до 35-50 рублей.

Больше всего людей в этом году — 6000 человек пришло на «ВегМарт» в последние выходные марта. Во время Великого поста посещаемость традиционно растёт. Наибольшим спросом на «ВегМартах» пользуются колбаса на основе сои, растительное молоко и готовая еда.

Детская мечта
Ярмарок и фестивалей Шипилову оказалось мало, и в начале года он открыл веганский интернет-магазин. «С детства хотел свой магазин, да и нас об этом спрашивали с первых маркетов», — признаётся он.

Для предпринимателя было особенно важно предоставить площадку для производителей, которые не могут регулярно участвовать в его мероприятиях.

«Нам не хватает колбас, потому что в Москве находится только один производитель, а остальным слишком дорого участвовать», — говорит он. Магазин позволил предоставить для них склад площадью 150 м² и шоурум. Теперь веганская колбаса вместе с кэробом (плоды рожкового дерева, используются как заменитель какао) лидируют по продажам.

Первоначально предприниматель хотел работать по принципу прямых доставок, минуя склад, но от этой идеи пришлось отказаться. «Бизнес-процессы у наших участников плохо налажены: заказываешь хлеб к понедельнику, а они привозят в пятницу», — утверждает Шипилов.

В команде интернет-магазина три человека. В июне он вышел в ноль. Ассортимент предприниматель подбирал, основываясь на наблюдениях за посетителями «ВегМартов», но потерь избежать не удалось. В первые месяцы выбрасывали продуктов на 50-100 тысяч рублей.

В ближайших планах переход на собственную торговую марку «ВегМарт» по основному ассортименту. «У нас уже был эксперимент с сыром, и продажи выросли втрое. Люди нам доверяют», — утверждает Шипилов.

Сложная математика
С самого начала Шипилов работает через ИП. Задач у предпринимателя всегда много. «Я стараюсь нанимать новых людей, когда появляется зазорчик в 20-30 тысяч рублей, я сразу думаю, чтобы найти фрилансера», — говорит он. Все задачи предприниматель ставит в Trello.

Первое время он руководил в одиночку, а недавно нанял управляющего, который раньше работал у одного из участников «ВегМарта». «На одной из семейных тусовок он сказал, что уходит, и мы тут же договорились о работе. Он сильно меня разгрузил», — рассказывает Шипилов.

Впрочем искать себе партнера на проведение мероприятий он не хочет. «Мне сложно вести бизнес с партнёрами. В эвенте любой лишний человек, который не разбирается в этом направлении, — страшная обуза», — говорит предприниматель.

Вся выручка от мероприятий приходит от участников. Сейчас Шипилов обсуждает два спонсорских контракта. По его словам, в такой нише сложно искать спонсоров, потому что в понимании крупных компаний вегетарианский фестиваль — это не массовое мероприятие.

Финансовые результаты всех активностей предприниматель считает общим валом. В этом году его ежемесячная выручка составляла 1,5-2 млн рублей, а прибыль — 150-200 тысяч рублей. По словам Шипилова, рентабельность эвент-бизнеса выше не бывает.

В прошлом году обороты составляли около 1 млн рублей. По его словам, вложенные на старте деньги он ещё не окупил, потому что постоянно вкладывает в развитие. К концу года он надеется увеличить выручку до 2,5 млн рублей в месяц.

Зелёное будущее
В ближайшее время предприниматель хочет организовать две выставки, связанные с «Зелёным движением» и вегетарианством. Одну из них он хочет посвятить эко-косметике. Из 2000 компаний в его базе косметикой занимается 500.

«К нам не раз обращались с такой идеей, поэтому мы её взяли не с потолка, — говорит предприниматель. — Но для этих товаров нужна более спокойная атмосфера, чтобы можно было постоять и пообщаться. Сейчас наши мероприятия больше похожи на русские ярмарки».

По словам предпринимателя, к нему часто обращаются с просьбами провести такие мероприятия в Санкт-Петербурге.

«Еще в 2016 году я это планировал: ездил, смотрел залы, общался с производителями. Но пока математика не сходится: расходы на организацию мероприятия везде почти одинаковы, но участники не готовы платить московскую цену. Хотя в том, что мы там соберём людей не меньше, чем в Москве, у меня сомнений нет», — говорит Шипилов.

Перед предпринимателем по-прежнему стоит задача отладки бизнес-процессов. «Сейчас я достаточно зажат, и мне нужно переложить часть своих задач, чтобы появилось поле для творчества», — утверждает он.

Впрочем, брать кредиты под развитие Шипилов пока не хочет. «В эвенте в этом нет необходимости. Возможно, понадобятся деньги для интернет-магазина, но в этом случае я не пойду в банк, а найду инвестора», — говорит предприниматель.
 
Сверху Снизу