Шервудский вестник Налоговая скидка: как пересчитать кадастровую стоимость имущества

Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
Премиум
Регистрация
22 Фев 2018
Сообщения
15.953
Реакции
191.118
Монетки
173947.5
Госдума приняла во втором чтении законопроект, меняющий порядок исчисления налога на имущество. «Скидки» на кадастровую стоимость могут спровоцировать вал новых судебных исков в адрес государства.

Госдума приняла во втором чтении законопроект об изменениях в порядке исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости.

Согласно законопроекту, планируется замедлить рост налога на имущества: сейчас размер отчислений планово увеличивается каждый год из-за использования повышающего коэффициента к инвентаризационной стоимости, которая должна в итоге сравняться с кадастровой стоимостью. Законопроект должен сделать определение налоговой базы более гибким, чтобы позволить учитывать изменение характеристик объекта недвижимости, произошедшее в середине налогового периода. Исключается перерасчет ранее уплаченных сумм земельного налога и налога на имущество физлиц в сторону повышения (сейчас такой перерасчет возможен за три года). А если налог исчислялся по ошибочной кадастровой стоимости (впоследствии оспоренной), то изменения будут применяться не с года подачи заявления об оспаривании, как это происходит сейчас, а с даты начала применения ошибочной стоимости.

Все хорошо, все справедливо. Но все равно это полумеры. Дело не дошло до самого главного – качества кадастровой оценки. Ведь налог на недвижимость резко вырос именно из-за повсеместной радикальной переоценки кадастровой стоимости, качество которой не выдерживает критики. То, что предложено в законопроекте, – это временные меры, которые приостановят лавинообразный рост отчислений, но не гарантируют, что необоснованного повышения кадастровой оценки больше не произойдет (например, если вдруг срочно потребуется пополнить региональный бюджет).

Закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» обязал регионы постепенно переводить процедуру такой оценки на специально созданные для этой цели ГБУ. Более 20 субъектов Федерации в 2018 году это уже делают. Но методика оценки не отлажена, исходные данные в большинстве своем очень сырые, некорректные. Есть положительные примеры, но они скорее исключение. В частности, Московская область в последние три года проводила масштабную предварительную работу по коррекции информации. Несогласным с оценкой достаточно было обратиться в областное министерство имущественных отношений через МФЦ, онлайн-систему «Добродел» или отправив соответствующее письмо по почте или в электронном виде.

Минмособлимущество совместно с Росреестром и УФНС Московской области разработало систему исправления системных ошибок без участия и затрат налогоплательщиков. Если проверка подтверждала ошибочность оценки, выпускалось распоряжение об утверждении новой стоимости, а собственник получал извещение с измененной суммой налога. В результате во внесудебном порядке (без комиссии и судебных разбирательств) исправлены ошибки в кадастровой оценке 138 000 объектов (это 93% от всех поданных заявлений). В результате была снижена нагрузка на суды и предотвращены убытки для областного бюджета.
Вы можете спросить, почему были «предотвращены убытки»? Казалось бы, должно быть наоборот: снижение кадастровой стоимости — это выпадающие расходы, говорят чиновники. Но в реальности все наоборот: справедливая, экономически обоснованная стоимость не вызывает у налогоплательщика желания спорить о ее снижении, а, значит, налоги идут в бюджет. А вот чрезмерно завышенная стоимость приводит к ее оспариванию, причем истцы стремятся добиться максимального снижения стоимости.

В большинстве регионов исходные данные о земельных участках некачественные: отсутствует указание границ участков, неправильно указан цифровой код адресной части (КЛАДР), нет привязки к местоположению, отсутствует категории и/или вид разрешенного использования (ВРИ) либо ВРИ неоднозначен (например, комплексная застройка вместо ИЖС). Мало достоверной информации о ценообразующих рыночных факторах (энергоснабжении, транспортной доступности и т.п.). И если ГБУ начнут проводить переоценку прямо сейчас, неминуемо последует новый вал судебных исков.

К нам однажды обращались собственники по поводу завышенной кадастровой стоимости объектов, которые ранее входили в производственный комплекс, а сейчас находятся в аварийном состоянии. Определенная оценщиками кадастровая стоимость исчислялась миллионами рублей, хотя реальная цена покупок составляла сотни тысяч. Новая кадастровая стоимость, которую уже определяло по новой методике ГБУ, увеличилась почти в 3 раза! О каком качестве оценки может идти речь?
В такой ситуации имеет смысл представить регионам время на подготовку и расчистку данных, наработку необходимой квалификации персонала и так далее. То есть необходим мораторий на кадастровую переоценку как минимум на пару лет.

Сами руководители ГБУ неоднократно говорили, что новая методика требует доработки и дополнительной апробации. Тем не менее оценка по новой методике уже проводится, а полученные результаты будут применяться для самых разных целей. Это может значительно ухудшить ситуацию, и никакое снижение коэффициентов уже не поможет. Здесь можно провести аналогию: вам задают вопрос, готовы ли покупать «фиат» по цене «майбаха», даже если вам дадут скидку 20%.
 
11
Сверху Снизу